С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали чисто утилитарную цель – служить хранилищем воды, оружием на охоте и т.д., демонстрируют стремление человека к красоте. На определенном этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного?
Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый – красоту в истине. Известный итальянский теоретик архитектуры Леон-Баттиста Альберти, написавший много книг о зодчестве, говорил о гармонии следующее:
«Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи трех вещей (числа, ограничения и размещения), нечто, чем чудесно озаряется весь лик красоты. Это мы называем гармонией, которая, без сомнения, источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии – упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо все, что производит природа, все это соизмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было совершенным. Этого никак не достичь без гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей».
О гармонии многие излагали свои мысли, но в истории была всего лишь одна школа, пытавшаяся вычислить, что такое абсолютная гармония, в том числе – в архитектуре. Школа Адольфа Цейзинга. Их мысль двигалась в сторону изучения пропорций золотого сечения. Они считали что, гармония – это некоторые свойства соотношений частей здания. Полагаю, традиционным соображениям о гармоническом сочетании чисел и звуков в немецкой эстетике новый импульс дали идеи Гегеля о гармоническом, комическом и возвышенном искусстве.
Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим-то, в котором формы больше, чем содержания (величественная форма прикрывает ничтожное содержание), а возвышенным-то, в котором содержания больше, чем формы (высокодуховный минимализм). Желая как-то конкретизировать эту идею, Цейзинг и начал вычислять золотые пропорции. Излагая логику этой модели гармонии, можно прийти к выводу, насколько она условна. В процессе решения своих уравнений, он нашел формулу «золотого сечения» и пропорцию, произведение искусства является гармоническим, если его форма больше его содержания в 1,61 раза.
Я не думаю, что последователи школы пропорционального анализа нашли гармонию. Кроме небольшой группы, люди в основном не склонны считать здания, спропорционированные в золотом сечении, особенно гармоничными. Те, кто опираются на «золотое сечение» для достижения гармонии, на мой взгляд, достигают ее скорее потому, что вообще хотят достичь гармонии, чем по пропорциональным соображениям. Но, несмотря на то, что формулы гармонии не найдено, эта группа мыслителей оставила у архитекторов и теоретиков общее ощущение, что найти формулу гармонии, пожалуй, можно, что абсолютная гармония исчисляема, подобно числу «π», «g» и другим константам (Цейзинг использовал букву «ϕ»).
Если же попытаться назвать, какие здания называются гармоническими в истории архитектуры, то мы получим достаточно странный ряд и совсем не имеющий ничего общего. В своей работе хочу показать, какие постройки было принято считать моделями гармонии в разные эпохи истории архитектуры. Попытаться на примерах определенных зданий, доказать что гармония архитектуры в человеческом сознании не постоянна и релятивна.
Архитектурная гармония в эпоху Ренессанса
Рассмотрим наиболее гармоничную постройку эпохи Ренессанс, часовня при церкви Сан-Пьетро ин Монторио Монторио на месте распятия апостола Петра 1502, Донато Браманте Темпьетто.
Темпьетто считают одной из самых гармоничных построек Ренессанса, совершенство его форм и пропорций постигается моментально, охватывается одним взглядом. Это одна из наиболее удивительных построек той эпохи – она удивляет прежде всего кажущимся несоответствием своей крошечной величины тому грандиозному по важности месту, которое она занимает в истории архитектуры. Темпьетто первое по-настоящему классическое ренессансное здание, и год его появления – 1502 – станет для современников точкой отсчета «новой архитектуры». Более чем через полвека Палладио воздаст Браманте должное за освобождение архитектуры из «мрака несовершенства» – он включит Темпьетто, единственное из современных зданий, в IV Книгу своего трактата, посвященную исключительно античным храмам. Браманте был первый, кто вывел на свет хорошую и красивую архитектуру, которая была забыта со времен древних по сию пору, мне показалось, что, по справедливости, должно отвести место его постройкам среди античных».
Расчет и проектирование свайных фундаментов. Определение
несущей способности сваи
– Определяем длину сваи, исходя из следующих условий: а) ее подошва должна быть заглублена не менее 0,5–1,0 м в несущий слой (). б) над дном котлована сохраняется недобитый участо ...
Безопасность и экологичность проекта
Основной источник опасных и вредных факторов в турбинном отделении – это основное и вспомогательное оборудование. К основному оборудованию относятся турбина, являющаяся источником ...