Опубликованный в 1809 г. К.Ф. Шинкелем проект Петровской церкви в Берлине показал, что «некоторым числом восходящих линий подчеркивается характер устремленности и такой вид завершенности, чтобы далее не хотелось домыслить никакого продолжения». В этом проявились впечатления, полученные от описаний собора в Кёльне, сделанных Г. Форстером и Г. В.Ф. Гегелем, для которых готика так легко продлевается «в бесконечность» «Пояснительная записка к проекту мавзолея королевы Луизы» (1810) К.Ф. Шинкеля содержит цитаты работ И.Г. Фихте, К.В.Ф. Зольгера, И.В. фон Гете, Ф. Шиллера, А. Шлегеля, А. Рихтера, Л. Тика. В этой записке отражены основные теоретические взгляды этого периода творчества: «В процессе развития науки возникли своды, в которых духовное снова захватило бесконечное господство над материальным… Материал перестал быть препятствием для выражения в архитектуре возвышенных воззрений, свойственных человеческой природе. Возникли поразительные формы для идеи возвышенного, развития и стремления к высоте, праздничности и прежде всего органичности, которая дает завершенность». Шинкелевское понятие «органичности» существенно отличалось от «романтической» архитектурной теории, тяготевшей к аналогии с растительным миром. Его идея о том, что «архитектура является продолжением природы в ее конструктивной деятельности» являлась требованием, чтобы «органическая» архитектура в первую очередь выражала «логику конструкции», считая, что понятие «органичности» применимо и к готической и к античной архитектуре с ее «конструктивной логикой ордера».
Античность в это время понималось К.Ф. Шинкелем как выражение «физических потребностей».
В своих набросках к «Учебнику архитектуры» в 1820-х г.г. К.Ф. Шинкель, совершенно в традициях Берлинской школы, писал: целое, соответствующее определенной цели.
2). Это определение, охватывая физическую и духовную сторону сооружения, показывает, что основным принципом архитектуры является целесообразность.
3). Предметом моих исследований является материальное сооружение, которое предполагает наличие духовности.
4). Целесообразность каждого отдельного здания может рассматриваться с трех основных точек зрения:
А – целесообразность членения пространства, т.е. плана.
Б – целесообразность конструкции, т.е. соответствующая плану связь материалов.
В – целесообразность декора или украшения.
5). Эти три позиции определяют форму, пропорции и характер сооружения.
6). Целесообразность членения пространства или плана содержит следующие три главные особенности:
А – высшая экономия пространства.
Б – высший порядок пропорций.
В – высшие удобства помещений.
7). Целесообразность конструкции имеет следующие три главные особенности:
А – лучший материал.
Б – лучшая обработка материала.
В – лучшее визуальное выявление лучшего материала и его обработки.
8). Целесообразность декора или украшения имеет следующие три главные особенности:
А – лучший выбор расположения декора.
Б – лучший выбор самого декора.
В – лучшая обработка декора»
Подчеркивая роль «идеи» для «характера» здания он писал: «…На какой бы ступени ни стояло архитектурное произведение среди других искусств, оно имеет преимущество в том, что связано с выражением идеала как реального, действительного его содержания. Тогда как в других искусствах имеется только абсолютное изображение. Поэтому идеал архитектуры в своей основе является собственно творчеством духа…»*
Уплотнение подводными и глубинными взрывами
Уплотнение грунтов взрывами заключается в одновременном взрывании в водной или грунтовой среде установленных по определенной сетке на некоторой глубине от поверхности (рис. 13.9) ...
Анализ назначения и конструктивные
решения здания
Проектируемое одноэтажное производственное здание имеет полный железобетонный каркас. Предельная осадка для такого здания Su = 8 см, предельный крен iu не нормируется. В надземной ...