Отрицая архитектуру «голых потребностей», архитектор стремился решать практические задачи в неразрывной связи технического прогресса и художественных выразительных средств: «Я часто впадаю в ошибку радикальной абстракции, если всю концепцию определенного произведения архитектуры развиваю в связи с простой целью или исходя лишь из конструкции. В этом случае возникает нечто сухое, неподвижное. Оно убивает свободу и исключает два существенных момента: исторический и поэтический… Глядя в прошлое, необходимо видеть, что уже было применено для подобных целей и что… из этого нам пригодно и может быть использовано». К.Ф. Шинкель изучил развитие конструктивных систем со времен Витрувия и выделил основное: плоские перекрытия, своды, крестовые своды купола и т.д.
Воплотив на практике при проектировании Строительной академии (1831-1836) свои идеи «конструктивной правды», К.Ф. Шинкель пояснил: «Я заметил, что формы архитектуры основаны на трех законах, на: 1 – формах конструкции; формах, которые подтвердили свою значимость исторически; 3 формах, которые черпают свои образцы в природе. Далее я заметил неизмеримо большую ценность тех форм, которые возникли во всем мире в ходе тысячелетнего развития у различных народов. Но также я замечаю, что наше использование этого бесценного сокровища часто произвольно и случайно…».
Соответствовавшая «притязанию разума» архитектура К.Ф. Шинкеля более чем за сорок лет своего развития претерпела значительные изменения, отражая достижения науки и техники, в которых можно выделить три этапа: развитие романтической традиции, классицистическую теорию 1820-х г.г. и создание подготовительного этапа современной архитектуры, поиск «нового стиля». Считая призванием архитектора облагораживание человеческих отношений, на всех этапах К.Ф. Шинкель стремился соединить все виды художественного искусства с «искусством пространственных отношений – архитектурой – в одно целое для «условий нравственной и разумной жизни человека».
В эпоху романтизма возникли новые типы зданий, в числе которых «музеефикация» архитектуры, т.е. дворцы-резиденции как часть общественного комплекса. Общественный музей – новый тип архитектуры, вызванный требованиями времени. Старый музей К.Ф. Шинкеля имел длинный ряд колон и на манер Пантеона купол над крестообразным внутренним пространством. Архитектор считал, что должен следовать природе лишь в ее «творческом методе» и создавать нечто, «превосходящее прототип». Сооружение должно было не только воплощать «всеобщие ценности», но и отражать эпоху в целом. Архитектор в создании своих построек пытался не только отразить идеи своей эпохи, но и то, как «думали и чувствовали».
Размышляя о характере архитектурного произведения и отношении природы и искусства, К.Ф. Шинкель писал: «Архитектура является продолжением природы в ее конструктивной деятельности, однако, в определенном смысле можно утверждать, что материал оживляется духом… В камне оживает гений и действует физически и морально до тех пор, пока в нем есть познаваемость формы». Отношение архитектора к подражанию определяется следующим: «Рабское повторение некоторого порядка в архитектуре, который был общепринятым в определенное время, не может быть достоинством нового архитектурного произведения»** К.Ф. Шинкель понимал архитектуру как процесс, развитие и постоянное изменение, стремился вскрыть ее «внутренние закономерности». В своих записках он отмечал: «Не является «историческим» придерживаться старого или повторять его. Действовать исторически – значит продолжать историю и проводить новое, учитывая, что это новое представляет собой и как оно вступает в уже имеющийся круг.
Выступающий цоколь
Выступающий цоколь широко применяем в строительной практике еще со времен римского архитектора Витрувия (I в. до н.э.), который рекомендовал подобное конструктивное решение как на ...
Расчет прочности сечений, нормальных к продольной
оси плиты (определение площади сечения продольной напрягаемой арматуры)
Установление формы и размеров расчетного сечения плиты: Поперечное сечение плиты принимаем к тавровой форме. высотой h = 220 мм; шириной С толщиной полки С шириной ребра Рисунок 2 ...