В середине главного фасада выступала высокая, до конька крыши, башня-четверик, завершенная восьмигранными ярусами и шатром. По бокам к ней примыкали две боевые башни с винтовыми лестницами внутри и окнами-бойницами в стенах. Черты архитектуры готики прослеживались в объемной композиции постройки, контрфорсах на боковых фасадах, окнах стрельчатого очертания. В отдельных формах имелись черты ренессанса. После перестройки (1892—1904) храм был известен как православный Софийский собор с псевдовизантийским убранством интерьера.
Костелы в отличие от церквей в большинстве случаев отделялись от соседней застройки высокими стенами (Друя) или плотно окружались монастырскими строениями (Гродно). Создавались комплексы, изолированные от городских кварталов, способные в случае необходимости выдержать осаду. Единственным архитектурным акцентом в каменных оградах таких комплексов были входные ворота — брамы, представляющие собой высокохудожественные произведения, связанные с архитектурой костелов.
Раннее барокко в Белоруссии представляет костел в Несвиже. Это первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой был воздвигнут архитектором-монахом Яном Марией Бернардонн в 1584—1593 гг. Его прототипом является римский храм Иль Джезу (1568—1584), построенный выдающимися итальянскими зодчими Д. Виньола и Д. Порта.
Костел представляет собой трехнефную купольную базилику с одной полуциркульной вытянутой апсидой. Конструктивная схема постройки четкая и достаточно простая: средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты,— крестовыми -сводами, шесть массивных внутренних столбов с арками воспринимают нагрузку стен среднего нефа с верхними окнами.
Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Первые решены пилястрами, вторые — развитыми поясами антаблементов и карнизами. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, введение ниш со скульптурами. В главном фасаде здания особенно проявилась нарядность архитектуры барокко: он представляет собой самостоятельную тему, мало связанную с композицией скромных боковых фасадов. Интерьер храма характеризуется торжественностью и пышностью. В его украшении больше использованы живопись и резьба по дереву, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Д. Гесским (Хески) в середине XVIII в.
На архитектуру бернардинского костела в Гродно вследствие затяжного строительства (1595—1678 гг., башня достроена в XVIII в.) наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыловом и боковом фасадах — черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с некоторыми элементами ренессанса. Последнее обнаруживается в тонких обрамлениях ниш и окон, а также в плоскостном решении стены со слабо выступающими пилястрами. Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке пилястр коринфского ордера, нишах со скульптурами. Позднебарочными являются два верхних этажа башни-колокольни со сложными фигурными шлемами и оформление интерьера костела (1788, художники А. Грушецкий, Ф. Михалкевич). Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они удачно собраны в одно целое, представляют единую композицию большой художественной силы.
Определенной близости белорусских костелов с отдельными православными церквами способствовало нередко то, что они создавались на основе ранее построенных православных храмов. Однако главная причина заключалась в том, что основными строителями костелов были белорусские мастера-каменщики, которые из поколения в поколение передавали свой строительный опыт. Не отказываясь от влияния западноевропейской архитектуры в прогрессивном ее проявлении, они продолжали развивать приемы и мотивы местного народного узорочья, отражающего национальный орнамент и белорусскую природу. Эти элементы декора нередко включались в архитектуру костелов и монахами-архитекторами, стремившимися привлечь народные массы нарядностью и пышностью своих построек.
Белорусская архитектура развивалась вод действием войн, а следовательно и развитие фасадов домов, очертаний городов и способа строительства зданий исходило из необходимости иметь защиту от нападений.
Белорусские архитекторы весьма умело перенимали навыки зарубежных архитекторов и синтезировали из них свои стили, свойственные для Белорусских земель и Белорусского народа. Развитие идей Белорусских архитекторов шло интенсивными темпами и только большое количество расточительных войн приостановило это развитие. Неизвестно какой уровень градостроительства мы могли бы иметь на сегодняшний день не будь на территории Беларуси такого количество сражений и дележки.
Инженерно-геодезические изыскания. Назначение и состав
инженерно-геодезических изысканий
Инженерно-геодезические изыскания проводятся для получения материалов, необходимых при проектировании и строительстве зданий и инженерных сооружений. К инженерно-геодезическим изы ...
Проектирование временных дорог.
Для нужд строительства используются построенные и временные автодороги, которые размещаются в зависимости от принятой схемы движения автотранспорта. Дороги на площадки естественны ...