В их архитектуре заметно влияние поздней готики и насыщение формами ренессанса. Контрфорсы, граненые апсиды, высокие щипцовые крыши и другие элементы, характерные для готики, уживаются с цилиндрическими сводами, аттиками, расчлененными фасадами — типичными для ренессанса чертами.
Реформационное движение коснулось преимущественно феодальной верхушки общества, а среди горожан и крестьян Белоруссии не нашло распространения. Местное население в своей борьбе против католической церкви пошло по пути организации православных братств.
В такой исторической обстановке уже в конце XVI в. католицизму и контрреформации удалось свести на нет влияние реформационных идей.
Первые памятники католической архитектуры восходят к концу XV—XVI в. Но это были лишь отдельные и редко встречавшиеся постройки.
Древнейшие каменные костелы носили черты крепостей. В их архитектуре преобладали готические формы — контрфорсы, оборонные башни, характерные своды, стрельчатые ниши и проемы, имевшие широкое распространение в белорусском зодчестве почти до середины XVII в. К таким постройкам можно отнести храмы в Ишкольди, Гнезно, Чернавчицах, Комаи, отдельные части бернардинского костела в Гродно (все конца XV, XVI — начала XVII в.) Вместе с тем уже в конце XVI в. появляются барочные костелы, близкие к итальянским прототипам (Несвиж). В дальнейшем на их архитектуру стали оказывать активное влияние местные традиции культового зодчества, в силу чего костельное строительство XVII и XVIII вв. в Белоруссии приобретает своеобразие.
Многие мастера-иностранцы, приглашенные из разных стран Европы для строительства костелов и монастырей, также испытывали влияние национальной культуры. Не случайно в первой половине XVIII в. в Белоруссии развивается своя разновидность архитектуры, известная в литературе как «виленское барокко». В этом отношении белорусское барокко представляет больший художественный интерес.
Костел в Ишкольди (Брестская область) является редким образцом деревенского готического храма. Построен в 1472 г. Его прямоугольный план (10X14,5 м) завершается пятистенной апсидой. По своей площади апсида немногим уступает основной части храма, являясь ее органическим завершением как в плане, так и в объемном построении. Фигурное завершение главного фасада и криволинейные очертания контрфорсов сообщают костелу скульптурность, смягчающую его монументальный облик. В архитектуре и конструкциях отмечаются элементы, типичные для готики: кладка стен с использованием характерной перевязки, орнаментики на фасадах из торцов пережженного кирпича, декоративное убранство щипцовой степы плоскими нишами стрельчатого очертания, такой же формы оконные и дверные проемы, звездчатый свод над граненой апсидой, высокая крыша. Архитектура костела в Ишкольди во многом перекликается с храмом Йонаса в Запишкисе (XVI в.) и другими средневековыми культовыми постройками Литвы.
Костел в Гнезно (Гродненская область), относящийся к первой половине XVI в., представляет собой невысокую и массивную постройку. Храм не был достроен: внутри отсутствуют опорные столбы и своды. Перекрытия более тонкие, из дерева. Только высокая ярусная башня доминирует в его композиции. Стены с контрфорсами, окна и ниши стрельчатого очертания подтверждают принадлежность костела к готической архитектуре. Вместе с этим конструктивная характеристика и особенности декора отличают храм от образцов западноевропейской архитектуры этого стиля, придавая ему своеобразие.
Костел в Чернавчицах (Брестская область), построенный во второй половине XVI в., наделен чертами оборонной архитектуры. Так, у апсиды на южном фасаде храма высится цилиндрическая башня. Башни такого типа встречаются в ряде памятников белорусского зодчества XV—XVI вв. (Сынковичи, Маломожейков). Можно полагать, что и введение в архитектуру костела такой башни объясняется известным влиянием местных традиционных приемов строительства. Характерно сводчатое и украшенное скульптурными узорами перекрытие костела. Декорация сводов восходит к ренессансу, что для Белоруссии явление редкое.
Костел в Комаи (Витебская область), возведенный в 1606 г., является примером связи католической культовой архитектуры Белоруссии с местными традициями в церковном зодчестве.
План костела имеет сходство с планом церкви в Маломожейкове и первоначально имел компактное построение, типичное для белорусских храмов. Отличительной чертой его является присутствие только двух круглых башен. Их подчеркнуто монументальный вид делает постройку сходной с небольшой крепостью.
Две круглые башни оборонного назначения имелись и у фарного костела (фара Витовта) в Гродно, построенного во второй половине XVI в. на рыночной площади. Это был монументальный однонефный храм под высокой шатровой крышей. Полуциркульная в плане апсида имела высоту, меньшую чем неф.
Буровые работы
Бурение скважин, выполнятся для изучения геологического разреза, т.е. для выявления последовательности залегания пластов, их мощности, состава, плотности, консистенции, влажности, ...
Определение нагрузок и усилий в плите
Нагрузки, действующие на плиту, представим в табличной форме: Таблица 1.1-Нормативные нагрузки конструкции перекрытия Вид нагрузки Нормативное значение, кН/м2 Нормативное значение ...