Становление и развитие белорусской культуры проходило в сложных исторических условиях: с XIV в. территория современной Белоруссии, как и значительная часть Украины, была включена в Великое княжество Литовское, а с конца XVI до конца XVIII в. входила в состав Речи Посполитой. В силу этих обстоятельств различные области белорусского искусства, в первую очередь архитектура, оказались связанными не только с русским и украинским, но и с восточным в известной степени с западноевропейским средневековым искусством.
Имеются сведения о том, что некоторые памятники каменной архитектуры Великого княжества Литовского создавались с участием мастеров — переселенцев из Киева, Волыни, Гродно и других городов (стены замка Гедемина, Пречистенский собор в Вильнюсе). В Тракайском замке (XV в.) стены некоторых помещений были украшены фресками, близкими по стилю к русско-византийской живописи. известны также росписи, выполненные русскими, украинскими и белорусскими художниками в памятниках зодчества польских городов (Люблин, Краков, Сандомеж, Вислица и Гнезно).
В первой половине XVI в. начинают создаваться ремесленные цехи, например цех каменщиков Гродно. Плотники чаще объединяются в цехи ввиду широкого распространения дерева как основного строительного материала. В городах, где было мало ремесленников, создавались сборные цехи, куда входили мастера разных профессий. Обычными были специализированные или объединенные цехи. В них состояли ремесленники одной или нескольких близких профессий. К середине XVII в. число цехов в городах возрастает; особенно много их было в Могилеве (21). В больших городах цехи насчитывали от 60 до 150 ремесленников.
Формируется новая планировочная структура городов с двумя административными центрами — замком и ратушей. Дороги к замку и рыночной площади стали основными городскими магистралями; между ними сложилась уличная сеть сообразно с рельефом местности, но с регулярными началами в планировке площади и кварталов. Получают развитие, как центры латифундий магнатов, частновладельческие города-крепости (Несвиж). Расширение строительное деятельности обусловило количественный рост каменной застройки в городах (культовые комплексы, ратуши, купеческие и цеховые дома, гостиные дворы, корчмы и др.).
Многие белорусские города окружались крепостными стенами и башнями, образующими развитую систему обороны (Полоцк, Витебск). В большинстве случаев городские укрепления были деревянными, но встречались стены и башни, выполненные частично или целиком из камня. Древнейшими из сохранившихся монументальных сооружений этого периода являются замки, крепости, оборонные церкви: белорусская земля была ареной частых войн и междоусобных распрей феодалов; резиденции феодалов укреплялись и в связи с угрозой народных восстаний.
Большой удельный вес среди других видов строительства занимали земляные работы, они в первую очередь были связаны с наружными оборонными укреплениями городов и замков. Протяженность рвов и валов достигала нескольких сотен метров (Витебск, Несвиж, Гераноны). Параллельно развивается строительство из камня и дерева, являясь часто прямым отражением социального деления феодального общества: дерево веками преобладало в массовом, народном строительстве; камень был основным строительным материалом для возведения замков и других монументальных зданий.
Широкое распространение получил способ трехслойной кладки, состоящей из двух внешних стен и забутовки между ними. В этом случае внешние стены выполнялись из кирпича (Новогрудок) или смешанной кладки (Мир), а забутовка состояла из камня и кирпичного боя, залитых связующим раствором. Со временем такие стены превращались в прочные монолитные массивы. Для жесткости вдоль стен закладывались дубовые связи, а для конструктивной устойчивости часто вводились деревянные балки и стойки, увязанные с кладкой каменных стен и сводов. Нижние части многих крепостных стен и башен выполнены из бута и кирпича. Из кирпича сложены верхние части строения, своды, откосы проемов. Этот прием кладки применяется в замковых постройках (Лида, Мир, Смольяны), а в дворцово-замковых комплексах (Несвиж, Голынаны) он постепенно исчезает, уступая место кладке только из кирпича.
Стены не штукатурились, их фактура определялась разновидностями готической кладки. В кирпичных стенах конца XV — первой половины XVI в. в кладку включался пережженный кирпич-железняк темно-серого цвета. Его тычки создавали на фасадах орнаментальный мотив простого геометрического узора (Кодень, Супрасль, Ишкольдь). Оштукатуривание с декоративной целью начинает распространяться с конца XV в. для фрагментов фасада, обрамления проемов, профилированных тяг карнизов (Мир). В интерьерах использование штукатурки отмечается с более раннего времени (Гродно).
Наружные стены иногда дополнительно усиливались контрфорсами, которые постепенно становятся более легкими. Контрфорсы играли не столько конструктивную, сколько архитектурно-декоративную роль: их разнообразие (плоские, ступенчатые, лекальные) нередко представлялось оригинальным рисунком (Ишкольдь). В отличие от классических образцов готики, где контрфорсы играли определяющую конструктивную роль, в белорусских постройках из кирпича вся нагрузка от сводов равномерно распределялась на массивные стены и внутренние опорные столбы; контрфорсы воспринимали силу распора стен. Постепенный отказ от применения контрфорсов привел к использованию контурных связей в виде железных затяжек и анкеров.
Самый сложный элемент средневекового зодчества — свод был наиболее показателен для культовых зданий и представлял собой обычно крестовую конструкцию с ребрами-нервюрами, выполненными из кирпича. Применяемым материалом объясняется необычно малая стрельчатость сводов, постепенное отмирание нервюр. Последние становятся чисто декоративными узорами (часто звездчатого построения) в убранстве интерьера. То же наблюдается в кирпичных конструкциях литовских памятников архитектуры XV—XVI вв. Арочные проемы делались полуциркульными, лучковыми или стрельчатыми. Крыши покрывались гонтом, реже — черепицей (плоской, корыточной или фасонной для завершения верха и углов). Кровельная черепица иногда покрывалась разноцветной глазурью.
Крепости и замки на белорусской земле в зависимости от их расположения делятся на две группы: построенные на возвышенностях и в низинах.
К первой группе относятся укрепления старого типа (до XV в.). Мощность и неприступность таких крепостей определялись не только конструкциями, но и высотой и крутизной холма, на котором они сооружались. Для этого часто выбирался холм на мысу, у слияния рек. На сложном рельефе укрепления в общих чертах повторяли конфигурацию участка. Поэтому в очертаниях крепостей наблюдается многообразие.
Ко второй группе относятся крепости и замки более позднего периода (Мир — начало XVI в., Гераноны — первая половина XVI в., Несвиж — конец XVI в.). Низинное расположение цитаделей получает широкое распространение после строительства князем Витовтом в первом, десятилетии XV в. Тракайского замка (на востоке Литвы). Этот замок, расположенный на острове озера Гальве, представляет собой новый тип укрепления: он вобрал в себя достижения западного фортификационного искусства и вместе с тем в нем были использованы традиционные местные архитектурные приемы и формы.
Многие замки XIV—XVI вв. имели черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания. Знакомство белорусских мастеров с готической строительной техникой и архитектурными формами сказалось в использовании ими наиболее приемлемых практически и интересных с художественной позиции приемов. В отдельных замках или крепостях (Лида) наряду с готическими деталями встречаются элементы романской архитектуры.
Замковое строительство постепенно начинает отвечать не только задачам обороны. В этой связи увеличивается количество парадных помещений, возрастает их декоративное убранство( Гродно). В белорусском замковом зодчестве прослеживаются связи с русским и западноевропейским фортификационным искусством. Некоторую роль в развитии этого типа построек сыграло появление в XVI в. в Великом княжестве Литовском значительной группы иностранных мастеров, военных и гражданских архитекторов: Ван Лаера, Нонхарта, Голланда, Валлона, Додена и др.
Замковое строительство постепенно начинает отвечать не только задачам обороны. В этой связи увеличивается количество парадных помещений, возрастает их декоративное убранство( Гродно). В белорусском замковом зодчестве прослеживаются связи с русским и западноевропейским фортификационным искусством. Некоторую роль в развитии этого типа построек сыграло появление в XVI в. в Великом княжестве Литовском значительной группы иностранных мастеров, военных и гражданских архитекторов: Ван Лаера, Нонхарта, Голланда, Валлона, Додена и др.
С XVI в. на территории Белоруссии строятся храмы, городские ворота — «брамы» и жилые дома (Гайтюнишки), фланкированные по углам башнями. Обычно эти башни имели цилиндрическую форму. Несомненно, что появление подобных композиций в культовом и отчасти жилом зодчестве было результатом прямого влияния крепостной и замковой архитектуры.
Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена храмами в Сынковичах (XV в.) и Мурованке (Маломожейкове, начало XVI в.). Для этих памятников характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами. Особенностью построения подобных укрепленных храмов является четкое их разделение внутри на фортификационную и культовую части. При этом целостность архитектурной композиции не нарушается.
Стены белорусских храмов делались толстыми, на них передавалась основная нагрузка сводов. Встречается интересная декоративная обработка фасадной стены тонкими вертикальными лопатками, которые заканчиваются под карнизом своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек (церковь Бориса и Глеба в Новогрудке).
Мастера той эпохи стремились к силуэтной и объемной выразительности построек. Велись поиски совершенных композиционных решений, гармонической уравновешенности самих масс зданий, фасады декорировались более скупо. В отличие от памятников западноевропейской готической архитектуры в зодчестве Белоруссии, как и Литвы, не прослеживается приверженность к высоким вертикальным построениям, что составляет одну из особенностей развития архитектуры этих земель.
Во второй половине XVI в. наряду с готикой наблюдается проникновение на белорусскую землю, главным образом через Вильнюс, сначала элементов ренессанса, а затем барокко.
Сохранившийся с некоторыми перестройками храм в Сморгони (XVI в.) вобрал в себя отдельные характерные черты архитектуры ренессанса — центричность композиции, аттик и др. Храм отличается суровой простотой, достигнутой за счет монолитности объема и отсутствия пилястр — элемента, типичного для итальянского ренессанса. Декоративный замысел выражен аттиком, который первоначально прикрывал купол.
Говоря о костельном строительстве этого периода, следует отметить, что его первые памятники, сохранившиеся до нашего времени, восходят к концу XV в. Это костел в Ишкольди — оригинальный памятник белорусской готики, простой, но очень пластичный, с мягко очерченными линиями контрфорсов и предельно лаконичной архитектурой. Костел в Комаи, при всем своем отличии от храмов, допустим, в Сынковичах, Мурованке, Новогрудке, имеет с ними схожие композиционные характеристики. Это объясняется как тесным взаимодействием разных культур на территории Белоруссии, так и прямым влиянием строительных местных традиций.
В последнем десятилетии XVI в. на белорусской земле появляются первые, пока единичные, памятники архитектуры барокко (костелы в Гродно и Несвиже). Основное развитие и расцвет этого стиля приходится на XVII—XVIII вв.
Сушка древесины
Можно ускорить процесс путём применения более разреженной укладки, размещения штабелей в соответствии с господствующим направлением ветра, или принудительной циркуляцией воздуха с ...
Хорезм
В хорезмской строительной школе двойные купола, известные уже по предшествующей эпохе, получают последовательное развитие, преобразуясь, наконец, в купол тройной оболочки (усыпаль ...