Основным типом монументального зодчества в конце XVI и первой половине XVII в. продолжает оставаться замок и дворец феодала. Создание укрепленных феодальных резиденций, как уже отмечалось, было вызвано не только непрекращающимися войнами на белорусской земле, но и колонизаторской сущностью господства на ней польско-литовских магнатов. Особенно широкий размах замкового строительства наблюдается после Люблинской унии 1569 г. С конца XVI в. этот вид строительства претерпевает эволюцию от замкового к дворцово-замковому характеру комплексов.
Старый замок в Гродно в 80-х годах XVI в. при Стефане Батории подвергся коренному переустройству. Из укрепления Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Все остальные постройки, включая дворец, въездную и круглую башни XIII в., были разобраны. По существу дворец был построен заново по проекту итальянского архитектора Скотто из Пармы. План дворца представляет собой несколько перекошенный прямоугольник. В планировке обоих этажей заметна приспособленность его к обороне. Отсутствовали парадные вестибюль и лестница, а стены отличались большой толщиной. Скромные комнаты и несколько залов образуют асимметричную и замкнутую композицию плана, столь характерную для дворцов XVI в., забранных в крепостные стены. Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича. В верхнем этаже располагались королевские комнаты, оштукатуренные шлифованным гипсом и украшенные изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.
Дворец Старого замка выдержан в формах архитектуры Возрождения. Характерные черты его — декоративный аттик, окна, обрамленные тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением и др. Новым был уже сам подход к архитектурному решению замка — он задуман как дворцово-замковый комплекс. Господствующее положение занял большой дворец, напоминавший богатое палаццо. Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с двор цом, стоящим внутри, становится типичным в замковом зодчестве Белоруссии XVI—XVII вв.
Дворцово-замковые ансамбли XVI—XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций: от небольшого здания с четырьмя угловыми башнями (Гатюнишки) до обширного комплекса, окруженного фортификационными сооружениями и водоемами (Несвиж).
Замок в Мире (Гродненская область) — выдающееся произведение белорусского зодчества. В его архитектуре нашла прямое отражение эпоха феодализма: за мощными стенами и башнями, способными защитить владельца от неприятеля, стоял богатый дворец резиденция магната. Выполненный из камня и кирпича, расположенный в стороне от поселения, замок своей монументальностью и неприступностью демонстрировал силу и неограниченную власть феодала. Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами; с четвертой, южной, стороны прикрывался водоемом. План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, близкий к квадрату, образованный крепостными стенами протяженностью в среднем около 75 м. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня — главная — с аркой въезда находится в середине западной стены и обращена к поселку. За степами, возвышаясь над ними, располагается дворец.
Дворцово-замковые комплексы в Геранонах и Ляховичах имели сходство с Биржайским замком (Литва) и прогрессивными образцами западноевропейского фортификационного искусства. В дальнейшем приемы западного фортификационного искусства получили развитие с учетом местных традиций и особенностей.
Месторождения
Впервые вермикулит обнаружен в начале XIX века, промышленное применение получил лишь спустя 100 лет. За разработку нескольких технологий его применения Якуб Ахтямов получил в 1979 ...
Расчет плиты по предельным состояниям второй группы. Геометрические
характеристики сечения
При расчёте по 2-ой группе предельных состояний в расчёт водится двутавровое сечение плиты (рисунок 2в). Площадь приведённого сечения: расстояние от нижней грани до центра тяжести ...