По поводу аренды мечети для совершения обрядов мусульман. Председатель Крымск. ЦИКа Кубаев докладывал Москве 17.03.1929 г. "Крымск. ЦИК при сем препровождает снимок мечети «Хан-джами» в г. Евпатория и акт техническо-строительной комиссии о состоянии здания, по ремонтам первой очереди. .Полная реставрация мечети определена специально командированным от Главнауки профессором-архитектором (фамилия не понятно) . В г. Евпатории имеются кроме «Хан-джами» 9 функционирующих мечетей, что вполне достаточно, чтобы обслуживать верующих ."
8 февраля 1929 г. Главнаука шлет депешу в Секретариат пред. ВЦИКа. "По вопросу о мечети Хан-джами в Евпатории, сообщаем, что это здание представляет исключительный интерес, как наиболее грандиозный из сохранившихся памятников турецкой культуры в Крыму. "Аритектура является отзвуком архитектуры Константинопольских больших мечетей, подражающих Айя-София и памятник естественно, заслуживает всемерной охране. Здание несколько пострадало во время последних землетрясений. .Целесообразно ликвидировать общину (мусульманскую - А.Я.) и передать здание мечети в исключительное ведение Крымск. Наркомпроса для использования в музейно-просветительских целях. Подпись заведующий Главнаукой (ЛиЭ), Уч. Специалист (Левинсон).
"Революционное движение в Крыму", (№ 2, 1922 г. стр. 21) "В 1904 г. в г. Евпатория действовали 14 мечетей. В пользовании евпаторийской мечети находилось большое вакуфное имущество, как в самой Евпатории, так и за ее пределами. 1400 десятин земли принадлежали ее главе Муртазе-эфенди".
Муртаза - эфенди репрессирован и расстрелян в 1937 г.
Еще один важный документ относительно старинного Корана.
3 января 1929 года Заседание Президиума Евпаторийского исполнительного комитета (Протокол № 72), "Слушали доклад Егудина о ликвидации мечети «Хан-джами», находящейся в городе Евпатория, по улице Лазаревской (Революции)». Мечеть окончательно ликвидировали на основании «Акта» и передали в ведение Евпаторийского музея 25.10.1929 г.
Акт ликвидации подписали Пичахчи и Чорбаджи.
"Июнь 1922 г. исх. 2322. "В народный Комиссариат внутренних дел (адм. отд.). В ответ на отношение НКВД от 23 мая с.г. за № 3088 Евпаторийский Окрфинотдел сообщает, что к моменту прихода Советской власти в г. Евпатории в Государственной сб. кассе имелось 15 вкладов церквей и др. учреждений религиозного характера на общую сумму 4.668.800 р. 43 к. каковые в 1921 г. были списаны в прибыль Нар. банка в ликвидации и в числе прочей прибыли банка перечислены 31 декабря прошлого года на счет Губфинотдела. Зав. Окрфинотд. Кучеренко, ст. контролер Масталыгин, ст. бухг. Алексеев".
Любопытный факт, рассказанный старожилами Гезлева, впоследствии подтвержден архивным материалом.
Бог воздал! Власть безбожников распалась. Депортированный народ вернулся в свои пенаты. Вместе с народом воспряли мечети, церкви, синагоги, кенасы.
Старинный Коран пропал из евпаторийского музея. Поиски не утешительны, но они продолжаются.
Названия мечети искажены. Пренебрегая названием "Хан-джами", Чепурина называет "Джума-джами", другие же авторы даже называют "Хан-Джума-джами". Эту мечеть построил крымский хан, его именем она была названа, была предметом наследования и передавалась по наследству из поколения в поколение и носила это название до установления власти большевиков. А потом из праздничной мечети она превращается в будничную. Фактически каждая мечеть в Евпатории исполняла свою функцию. Несмотря, что в мечети проводились молебны по праздникам и торжествам, в "Хан-джами" можно молиться каждый день и пять раз в день. Название мечети от этого не изменялось. Мечети носили имя основателя или тем названием, которое присваивала мусульманская община. Так поменяли названия почти всем мечетям Гезлева. "Тахталы-джами, превратили в мечеть "Джемаледдин-эфенди", мечеть "Ашик-Омер" превратили в мечеть "Анна-беим", мечеть "Кумлык" превратили в "Али-Сейфеддин", "Джума-джами" в Текие превратили в "Шукурулла-эфенди".
В 1870 г. при инвентаризации мечетей чиновник, который занимался этим вопросом, не понимал крымскотатарский язык, а крымские татары не понимали русский. На вопрос, "чья эта мечеть?" получал ответ, что "эта мечеть имама Шукурулла-эфенди", т.е. служителя. Так по имени служителя мечети записывались, и так они попадали в реестр. Вопроса же "какое название этой мечети? просто не задавали.
До недавнего времени территория мечети "Хан-джами" была складом, затем был филиал Краеведческого музея, отдел атеизма. Только в 1991 году, когда вернулся коренной народ на свою Родину, мечеть возвращена истинному владельцу - вновь образованной мусульманской общине "Хан-джами". Двор мечети огорожен железной обрешеткой мусульманской общиной совсем недавно. Теперь потомки священнослужителей, истребленных коммунистическим режимом, по мусульманским праздникам, а каждая пятница - праздничный день для благочестивых магометан, проводят намазы (богослужения). Здесь можно мусульманину в любое время провести намаз и бросить пожертвования в благотворительный ящик.
Подбор сечения элементов фермы
Для элементов фермы используем следующие материалы: для верхнего пояса и раскосов – брусья, нижнего – стальные уголки (сталь марки ВСт3пс6-1), стоек – круглую сталь. Верхний пояс ...
Уход за бетоном.
Бетон покрывают рогожами или матами для защиты от прямых солнечных лучей, поливается бетон в течение 7 суток, при температуре воздуха выше 15°С первые 3 суток бетон поливается с и ...