"1928 год, 3 декабря, г. Евпатория. АКТ. Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе: (стоит прочерк, фамилии не указаны) .в присутствии представителей группы верующих мусульман, арендовавших мечеть «Хан-джами» - гр-н Эмир Асан Эмир Али и Эмир Суин Абдул Керим составили настоящий акт о передаче группой верующих мечети «Хан-джами» Евпаторийскому административному отделу вместе с находящимися в ней культовым имуществом, принадлежащие государству, в виду расторже-I/ ния договора с указанной группой верующих за Д невыполнение требования ремонта, согласно у Постановления Президиума Крымск. ЦИКа от 31. 10. 1928 года, причем оказалось следующее". Далее идет опись имущества в мечети: "Персидский ковер красный - 1 шт. 3x4, шерстяной ковер турецкий - 1 шт. 3x4 аршин, пушистый черный ковер - 1 шт. 3x2, персидский ковер - 1 шт, 3x4, красный персидский ковер -1 шт. 4x3, красный персидский ковер - 1 шт. 2x3, ковер килим ручной работы - б шт. 3x2 и т. п. Религиозные книги различные 30 шт. Здание передается музею г. Евпатория в бесплатное пользование. Культовое имущество временно передается Гос. фондовой комиссии на хранение до установления компетентной комиссии всех предметов кои будут переданы в музей".
Подчеркивая, что религиозных книг было 30, среди которых были редкие рукописные экземпляры, член комиссии по ликвидации культовых имуществ П. Чепурина, обращает внимание на редкий экземпляр Корана с золотыми вставками и направляет письмо в Крымск. ЦИК. Откуда получает ответ для принятия мер.
"Л/д. № 504 вх. № 16578. "Об изъятии рукописного Корана из мечети «Хан-джами», Евпатория". "Копия для сведения Крымск. ОХРИСу" "В силу определения актом научной экспедиции от 1.08.1925 года, что рукописный Коран, находящийся в мечети «Хан-джами» в г. Евпатории, представляет большую эпиграфическую ценность и, что нахождение его в данной мечети грозит его гибелью. Центральное административное Управление Крыма настоящим сообщает, что за основание постановления ВЦИКа от 7.1.1924 г вам надлежит изъять означенный Коран из названной мечети, в присутствии специальной комиссии, после чего передать таковой в Евпаторийский музей. О последующем присылкой соответствующих материалов сообщить. Подпись".
"Народный комиссариат Крыма. В ЦАУ Крыма. Сентябрь 1925 г. "Прилагаю при сем копию актов Научной экспедиции по изучению татарской культуры организованной Кр. ЦИКом и Кр. СНК - согласно декрета ВЦИКа от 7.011.24 г. п.5 просит Вашего распоряжения об изъятии старинного рукописного Корана из мечети «Хан-джами» в г. Евпатория и о передаче такового в Евпаторийский музей".
"Акт. 1925 г., август 1 дня. Мы, нижеподписавшиеся, члены научной экспедиции 1925 года по изучению татарской культуры, организованная Крымск. ЦИКом и СНКомом тт. Усеин Боданинский, Осман Акчокраклы и зав. Евпаторийским музеем П. Я. Чепуриной составили настоящий акт в том, что находящийся в «Хан-джами» г. Евпатория рукописный Коран с позолотом и миниатюрными заставками, начатый в 709 хиджры (1309 г. по Р.Х. - А.Я.) и оконченный в 714 хиджры. (1314 г. - А.Я.) представляющий большую эпиграфическую ценность, находится в открытом виде на подставке (ралле) в мечети, очевидно посетители хватают его руками и уже в нем не хватает нескольких миниатюрных заставок. Это указывает на то, что памятник может в скором времени совершенно погибнуть. Для спасения его от гибели совершенно необходимо изъять этот памятник из мечети и поместить под особую витрину в Евпаторийском музее для того, чтобы сделать его историческим достоянием всех трудящихся. Подписи: У.Боданинский, О. Акчокраклы, П.Чепурина".
"Евпаторийский РИК. Церковный стол. Евпаторийский музей доводит до вашего сведения, что общиной «Хан-джами» добровольно сдан в музей старинный Коран, об изъятии которого было сделано Постановление ВЦИК 1.07.24 г. СУ. № 18 от 179. Подпись зав. Евпаторийским музеем - Чепурина".
Еще один важный документ относительно старинного Корана отмечено Усеином Боданин-ским в труде «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму» изданным в 1930 г. в Симферополе, где отмечено: «Судя по результатам новейших исследовательских работ 1924-28 гг., художественная промышленность этого периода носила следы определенного подъема: надгробные памятники с рельефной орнаментацией и прекрасно высеченными, сочно скомпонованными надписями . период экономического процветания и мощного напора мусульманской культуры на кочевников-скотоводов. ХШ-1У в. период, когда были созданы наиболее яркие монументальные сооружения с прекрасно выполненными памятниками, могли принадлежать, конечно, не временному кочевью, а большому культурному поселению с хорошо развитой экономикой и социальным строем. Рукописная книга с тонкими орнаментальными заставками, позолотой Коран 1309-1314 г. н/э из Евпаторийской ханской мечети хранится в Б. (в Бахчисарайском - курсив А.Я.) музее».
Модели
организационно-технологических зависимостей
Модель дает возможность технологически увязать между собой работы объекта и определяет временную область, в которой объем работы в натуральных измерителях должен быть выполнен. По ...
Выбор метода производства земляных работ. Выбор
одноковшовых экскаваторов по техническим параметрам
Основным параметром одноковшовых экскаваторов является емкость ковша, которая устанавливается исходя из трех условий: а) Выполнение работ в заданные сроки. Требуемая сменная произ ...