Таким образом, в облике общественного центра селения находят отражение утилитарные, эстетические и духовно-нравственные потребности народа; он становится своеобразным символом, знаком освоенного человеком жизненного пространства.
Русский храмовый комплекс в городах и крупных селениях нередко состоял из двух церквей. Длительный зимний период заставлял возводить рядом с основным (летним) храмом отапливаемую зимнюю (тёплую) церковь, при которой обычно рубилась мирская часть культового комплекса – трапезная. В XVII веке были выделены в отдельные постройки колокольни. Итак, в XVII–XVIII веках русский храмовый комплекс состоял чаще всего из трёх сооружений – двух храмов и колокольни. Нередко он обносился рубленой оградой, в которой размещались торговые лавки.
Изучение сохранившихся ансамблей и реконструкция утраченных привели к выводу, что в народном деревянном зодчестве при размещении построек общественных центров были выработаны две принципиальные системы их взаиморасположения в целях максимального раскрытия всех построек со всех сторон: по диагонали относительно друг друга (при двух и трёх компонентах) и по концам треугольника (для трёх компонентов).
Стремление к наилучшей обозреваемости двух построек (пар) – церкви и колокольни – привело к самому оптимальному варианту решения: колокольня располагалась не по какой-либо оси храма, а по диагонали к нему, благодаря чему оба сооружения со всех сторон воспринималось раздельно. Колокольня возводилась с западной стороны церкви и смещалась к югу или к северу от её оси, чтобы она лучше всего воспринималась раздельно. Колокольня возводилась с западной стороны церкви и смещалась к югу или к северу от её оси, чтобы она лучше всего воспринималась со стороны подхода, вторая основному сооружению и, за редким исключением, сохраняя за ним главенствующую роль в композиции.
Расположение трёх построек характерной для русского погоста триады по диагонали друг к другу – естественное развитие двухчастной диагональной композиции. Колокольня, как бы связывая воедино оба храма, ставилась между ними так, как, например, в ансамбле Усть-Кожского погоста в бассейне реки Онеги.
Храмовый комплекс размещён на высоком берегу реки Кожи между двумя деревнями села. Колокольня (первоначально шатровая) связывает два контрастных по композиции храма – вертикаль шатровой Крестовоздвиженской церкви и пятиглавую кубоватую Климентовскую церковь с горизонтальным объёмом трапезной.
Диагональная система взаиморасположения трёх построек погоста не исчерпала его композиционных возможностей. Разместив постройки по концам треугольника, народные зодчие ещё более широко раскрыли общественный центр для восприятия с разных направлений. Приём этот применялся особенно часто и дал наибольшее количество вариантов, так как композиция каждого храмового ансамбля была органично связана с природной средой и планировкой селения.
Треугольная система взаиморасположения обеспечивает максимальное (круговое) восприятие всех построек ансамбля; благодаря этому любой из храмовых ансамблей при восприятии с разных направлений образует множество силуэтных сочетаний, непрерывно меняющихся по мере движения. Одна из закономерностей человеческого зрения, выражающаяся в полноценном восприятии какого-либо элемента по всей его высоте только с расстояния, равного примерно двум его высотам, видимо, была хорошо известна народным зодчим, так как соблюдение этого принципа наблюдается во всех известных нам храмовых ансамблях.
Во всех ансамблях выдержан и весьма существенный принцип соподчинённости, заключающийся в том, что объёмная композиция и масштаб двух построек подчинены третьей – композиционному ядру ансамбля.
И, наконец, в композиции каждого ансамбля народные зодчие соблюдали один из двух принципов сопоставления объемов – подобия или контраста. В композиции ансамбля села Турчасово использованы оба принципа: шатёр колокольни вторит шатру Благовещенской церкви, а кубоватые завершения её приделов как бы перекликаются с пятиглавым кубом церкви Преображения, с формами бочек её приделов и апсиды. Одновременно с этим шатровые и кубоватые завершения сооружений ансамбля контрастно противопоставляются, создавая необходимую в силуэте гармонию прямолинейных и криволинейных контуров.
Уход за газоном
Январь. Зимой существует большая опасность вымерзания газона. Газонная трава более подвержена вымерзанию, чем другие природные структуры. Если зимой травяной покров подвергается н ...
Кто принимает решение о проведении
капитального ремонта многоквартирного дома и обеспечивает его проведение
Согласно Жилищному кодексу: принятие решения о ремонте общего имущества, реконструкции многоквартирного дома является компетенцией общего собрания собственников помещений в многок ...