Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Изба и хоромы

Изба и хоромы

Страница 1

Наиболее распространенным типом постройки из дерева был жилой дом. Археологические исследования помогли составить представление о жилищах средних и беднейших слоев населения в периоды формирования славянской, а затем древнерусской культуры и убедительно доказали, что русское жилище зародилось и развивалось на основе древнейших местных типов и что древнескандинавское, германское, греческое и западно-европейское влияние не оказало какого-либо воздействия на архитектуру русского жилища.

Одним из самых распространенных типов городского жилища в Древней Руси являлась односрубная четырехстенная изба с сенями. К этим двум элементам нередко присоединялся третий – холодная «клеть» для хранения имущества или для жилья в летнее время.

Так образовалась трехчастная планировка дома, состоящего из теплой части – «избы» («истопка» – «истьба» – «изба»), «сеней» и «клети», ставившихся обычно на «подклет» для сохранения тепла. В городских трехсрубных жилых домах каждый сруб имел свою кровлю. Средний сруб (сени) изредка делался более низким, чем боковые, высота которых иногда достигала трех этажей.

Были более сложные объемные решения трехчастных посадских хором, о которых известно из источников XII–XVII веков. В таких хоромах по одну сторону от сеней устраивались горницы («покои» – спальни): теплые – внизу, летние («терема») – наверху, а по другую в отдельном срубе – общее помещение для всей семьи, а также приема гостей – «повалуша» (от древнерусского – общий) – в 2–3 этажа («житья»). В подклете размещались подсобные помещения – кухни, кладовые, бани.

Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоятельные кровли. Наиболее высокая часть – повалуша – имела разнообразные покрытия в виде бочки, как в шестиэтажных хоромах Строгановых в Сольвычегодское, срубленных в 1565 году, либо два ската, как в Московских хоромах XVII века или же хоромах дьячего двора в Олонце того же периода.

В дворцовых деревянных постройках увеличение количества помещений привело к выделению отдельных хором, связанных переходами. До нашего времени не дошел ни один из дворцовый комплекс, но сохранились документы и рисунки, которые знакомят нас с выдающимися произведениями деревянной дворцовой архитектуры XVII века – дворцом в Коломенском под Москвой – наиболее сложной из известных образцов деревянного хоромного строительства на Руси. В состав Коломенского дворца входили семь хором (для царя, царицы, царевича и четырех царевен). Переходы связывали хоромы между собой, а также с подсобными помещениями и дворцовой каменной церковью. Каждые хоромы (в 2–3 этажа) состояли из нескольких клетей со своими сенями и крыльцами. Клети хором венчались всеми известными в деревянном зодчестве формами покрытий: шатрами, простыми и крещатыми бочками и кубами. Хоромы царя, царицы и царевича были обшиты тесом – прием, который не применялся в народной архитектуре. Фасады и интерьеры были богато украшены резьбой и росписью.

Обладая высокими конструктивными и художественными достоинствами, идущими от древнего мастерства искусных плотников, русская изба совершенствовалась и развивалась по нескольким направлениям, в результате чего сложилось несколько устойчивых типов домов-усадеб, характерных для всех восточнославянских областей: а) дома с двухрядной связью, перекрытые единой двускатной или реже двумя разделенными крышами (народное название «кошель»); б) дома с однорядной связью, где жилье, сени и двор, примыкая друг к другу по одной ширине здания, образовали сильно вытянутый прямоугольник (носят название «бруса»); в) дома с усложненной конфигурацией объема, где жилая и дворовая части образуют в плане Г- или Т-образную форму и перекрыты разноскатными крышами.

Самым распространенным типом был брус. Назывался он так потому, что в нем все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный, вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть – жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Подготовительный период
1. Организационные мероприятия. 1.1 Обеспечение производства работ: - ППР в полном объеме, утвержденному к производству работ; - Приказ о назначении ответственного производителя р ...

Применение метода усиления плит перекрытий шпренгельной арматурой
Рисунок 1 Схема расположения конструктивных элементов, разрез. Рисунок 2 Схема узла опирания плиты на ригель. До и после усиления. Работы по усилению плиты перекрытия шпренгельной ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru