В архитектуре Советского Союза в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Так, эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Однако к концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Это направление, сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в года правления Иосифа Сталина, принято именовать «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна, прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием.
Вообще развитие сталинской архитектуры четко делится на два этапа, разделенных по времени войной. Первый этап – с 1932 года, это первоначальное становление стиля. Его основные принципы уже продиктованы, однако нет еще конкретики форм и решений. В то же время, конструктивизм еще достраивается, поэтому начинается декорирование в новом стиле построенных или еще строящихся зданий, срочная переделка проектов. В этот период официального названия как такового стиль еще не имеет: Хан-Магомедов называет его посконструктивизмом, некоторые другие авторы – советским ар-деко, выразившим усталость от радикальных преобразований. Этот период развития считается временем угадывания вкусов, поисков новой образности в архитектуре, поскольку конструктивизм уже был отвергнут, а найти новый, действительно подходящий времени стиль, как и всегда, было очень трудной задачей.
Далее следует второй этап, послевоенный, когда появилась уже более конкретизированная послевоенная архитектура, сам «сталинский ампир» он же «стиль пятидесятых». В этот период уже ясно виден настоящий, четко сформированный стиль с жесткими канонами, всякое отступление от которых становиться невозможным. Становится явным контрастное отличие от футуристических настроений предшествовавшего этому стилю конструктивизма, заметен резкий поворот к консерватизму и классике.
Как же и из чего появился этот стиль, именуемый «сталинским ампиром»? Новое направление в архитектуре было создано по заданию самого Иосифа Сталина. Стиль этот по замыслу базировался на наполеоновском ампире XIX века. Основу смешали с элементами классицизма и барокко, добавили немного ар-деко – так и получился своеобразный архитектурный коктейль.
Идеи социалистического реализма воплощались в архитектуре, наглядно демонстрируя устремленность в светлое будущее. Иерархия ценностей тоталитарной культуры закреплялась в образе здания. В ноябре 1934 г. советские архитекторы собрались на всесоюзное совещание и на нем главным архитектором и строителем социалистической родины, конечно, был назван Иосиф Виссарионович Сталин.
Почему же основой для нового стиля был выбран именно наполеоновский ампир? Дело в том, что этот стиль был призван нести как можно более ярко выраженную идеологическую нагрузку, необходимую властям того времени. Вообще, пытаясь оценить в представлении о сталинском ампире его исторически конкретные формы, а так же его теоретические принципы, мы неизменно натыкаемся на соответствующую ему идеологию. Идеология призвана сообщить всем членам общества самые важные (в ее системе ценностей) представления о мире в целом и о частных его аспектах. А любой архитектурный стиль – это одна из важнейших частей проявления идеологии.
Сталин же видел себя не только архитектором России, но и строителем ее великого будущего. В архитектуре ему всегда нравились грандиозность и пышность дворцовых ансамблей, поэтому все архитектурные проекты должны были отражать величие эпохи строительства коммунизма, а архитектура - иметь массовый, народный характер. Массовость вовсе не означала размаха строительства для удовлетворения нужд и потребностей людей. Декларируемая народность означала приоритетное строительство общественных зданий и сооружений. Теоретики новой архитектуры не уставали говорить от имени народа, что архитектура должна не ориентироваться на буржуазные удобства, а стать летописью в камне великих побед и свершений. С помощью архитектуры воплощался образ идеального пространства и идеального времени. Как и для всей художественной культуры, официальным языком архитектуры социалистического реализма становится по-своему прочитанный классицизм. Но постепенно и в архитектуре возобладало мнение, что единственный стиль не может вполне соответствовать столь масштабной задаче. Поэтому круг архитектурных стилей, предлагаемых для использования, постоянно расширялся. Это вполне соответствовало толкованию социалистического реализма как наследника всего прогрессивного, что создала мировая культура. К началу 40-х годов художественный язык советской архитектуры приобрел невероятную эклектичность, включив в себя элементы множества стилей и приемов мировой архитектуры, начиная от ее истоков до современности. На этой основе начинал формироваться ”сталинский ампир”, который часто называют псевдостилем. Исторический ампир (или неоримский стиль) интернационален и плохо сочетается с национальными традициями. А сталинское руководство желало иметь уникальный симбиоз имперства и народности.
Расчет многопустотной плиты по предельным состояниям первой группы
Расчетный пролет и нагрузки. Расчетный пролет м. Подсчет нагрузок на 1 м2 перекрытия приведен в табл. 1. Табл. 1. Нормативные и расчетные нагрузки на 1 м2 перекрытия Нагрузка Норм ...
Плотность бетона
Следует различать плотность незатвердевшей бетонной смеси и затвердевшего бетона. Бетонная смесь может быть почти совершенно плотной (имеется в виду плотность с учетом содержащейс ...