Теория конструктивизма во многих своих положениях совпадает с теорией производственного искусства. Однако полностью их отождествлять нельзя. Сами теоретики производственного искусства в годы наибольшего подъема разработки теории этой концепции (1921 – 1924) рассматривали ранний конструктивизм (1920 – 1921) как определенный этап перерастания концепции вещизма в производственное искусство. Для зрелого конструктивизма в архитектуре в архитектуре и в дизайне определенным этапом в формировании творческого кредо стала уже и сама теория производственного искусства, так как конструктивизм складывался под влиянием и целого ряда других факторов.
Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. «Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях постоянно встречались также слова «конструкция», «конструирование пространства»).
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Л., В. и А. Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда». Для строительства предназначался участок земли — 6x6 м. Веснины создали стройное шестиэтажное здание.
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура. На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности.
В искусстве, в том числе и в архитектуре, среди мастеров можно условно выделить три амплуа: одни принципиально настроены на преодоление стереотипов и создают принципиально новое, другие дорабатывают эти новации, доводя их до профессионального совершенства, третьи пользуются уже созданными приемами. Образно говоря, первые – как бы пробивают «проем» на следующий этап, вторые осваивают этот этаж, а третьи с комфортом устраиваются на уже освоенном этаже. И естественно, что тех, кто, «стоя на плечах» предшественников, первыми решается подняться на следующий этаж, всегда бывает меньшинство, чаще всего единицы, а тех кто затем осваивается «новый этаж», бывает намного больше.
Школа промышленной архитектуры стала стилистически наиболее устойчивой частью конструктивизма в целом, сохраняя его приемы и средства практически до середины 30-х годов, когда другие типы зданий и сооружений уже были охвачены лихорадочными поисками «обогащения» внешнего облика.
Турбина
Газовая турбина ГТЭ-110 (рис. 6.9) - четырехступенчатая, с температурой газов на входе в турбину ~1210оС, состоит из четырех сопловых аппаратов со своими наружными корпусами, рото ...
Обогащение вермикулита
Основной задачей процесса обогащения вермикулитовой руды является её очистка от других слюдянистых пород, которые не будут вспучиваться. Однако на практике, в процессе очистки, не ...