Монументальная скульптура Италии связана прежде всего с оформлением фасадов церквей. Она имеет здесь, кроме того, и специфические задачи: украшение церковных кафедр, е пи с к о п с к и х т ро н о в , а т а к ж е м он у м е н тальных подсвечников, служивших для обряда зажигания пасхальной свечи. Как и в Германии, здесь наряду с каменной скульптурой распространено также литье из бронзы. Самая актуальная информация детские сухие бассейны москва на нашем сайте.
В зрелую фазу развития романская скульптура Италии вступает лишь на грани XI—XII веков. Одно из главнейших произведений этого времени — епископский трон в Бари, датируемый около 1098 года. Поддерживающие его тяжелое сидение три мраморных атланта с искаженными от усилия лицами заставляют предположить, что трон этот сделан был в Северной Италии (Ломбардия), где подобные мотивы были широко распространены. Самым значительным мастером Ломбардии начала XII века был Вилигельмо, оставивший свою подпись на скульптуре фасада собора в Моде не. Сохранившиеся здесь рельефы «Сотворение Адама и Евы и грехопадение», «Изгнание из рая и работа в поле», «История Авеля и Каина», «Смерть Каина и история Ноя», датируемые первым десятилетием века, отличаются жизненностью образов, характерная же для них грузность форм сообщает изображениям особую мощность, прекрасно отвечающую задачам монументального стиля. О том, что мастер изучал античную скульптуру, свидетельствуют имеющиеся на том же фасаде два восходящих к классическим прототипам рельефа с изображением крылатого гения, опирающегося на потушенный факел.
Быстрый рост итальянских городских коммун способствовал проникновению в церковную скульптуру светской тематики. Так, в соборе Пьяченцы наряду с фантастическими образами спящих существ на капителях столбов имеются жанровые сцены — точильщик за работой, кожевенники и др., что свидетельствует о крупной роли, которую играли различные цеховые организации в строительстве городских соборов.
В конце XII века скульптура Северной Италии находится под французским влиянием. Оно сильно выражено в произведениях крупнейшего итальянского мастера последних десятилетий XII — начала XIII века, архитектора и скульптора Бенедетто Антелами, особенно в его рельефах, украшающих тимпаны порталов баптистерия в Парме («Поклонение волхвов», «Страшный суд», «Притча Валаама о неминуемой каре за грехи»).
Самым зрелым творением Антелами является скульптурная декори ровка фасада собора в Фиденце (первое десятилетие XIII века). Особенно интересны две фигуры по сторонам входа —первые в итальянской скульптуре примеры монументальной статуарной пластики. Статуи царя Давида и пророка Иезекииля помещены в полукруглых нишах, в пределах пространства которых они располагаются более или менее самостоятельно по отношению к архитектуре. Эти произведения знаменуют начало освобождения скульптуры от полного подчинения архитектурным формам.
В начале XII века в Южной Италии возникает скульптурная мастерская, работавшая для двора императора Фридриха II. Она интересна своим антикизирующим направлением, от нее протягиваются нити к искусству Проторенессанса. К наиболее выдающимся произведениям мастерской принадлежат бюсты Фридриха II (Капуя, музей Кампано), портрет его министра Пьетро делла Виньн (там же) и голова статуи богини персонификации города Капуи, сохранившаяся от убранства замка императора (там же).
По сравнению со скульптурой из камня бронзовое литье имело в Италии значительно меньшую сферу приложения. Его главной задачей было создание украшенных рельефами монументальных церковных дверей. Особой известностью пользуются двери с композициями из Нового и Ветхого заветов в Сан Дзено в Вероне, левая створка которых (XI в.) отличается примитивностью форм, тогда как более поздняя правая (XII в.) принадлежит к зрелым и совершенным творениям романского стиля.
Охрана окружающей среды и
экологическая экспертиза. Описание основных параметров проектируемого объекта
Характеристика здания: назначение – офисное здание; конструкция верхнего строения – конструктивная схема здания представляет собой стеновую систему с поперечными несущими стенами ...
Какие категории домов включены в адресную программу?
В Адресную программу «Развитие застроенных территорий в Санкт Петербурге» включено 40 кварталов. Жилые дома, расположенные на этих территориях, подлежат сносу или реконструкции в ...