Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Преображенская церковь

Преображенская церковь

Страница 1

Одной из самых значительных построек на острове Кижи является Преображенская церковь. Основу этого, казалось бы, очень сложного сооружения составляет мощный восьмигранный сруб. С четырёх сторон света к основному срубу прилегают четыре прируба, которые обеспечивают устойчивость сооружению и увеличивают объём помещения – церковь посещало большое число прихожан.

Прирубы имеют ступенчатое покрытие. Каждая ступень завершается бочкой – своеобразной кровлей килевидного сечения и главкой.

В месте сопряжения основного восьмерика с меньшим, поставленным на него, каждая грань основания венчается таким же покрытием. Второй восьмерик в месте сопряжения с третьим окаймляет пояс из четырёх бочек с главками. С восточной стороны к основному прирубу сделан алтарный прируб, который также завершается главкой. С запада церковь опоясывает обширная трапезная.

Такова общая композиционная схема церкви.

Однако для привычной конструкции – восьмерик с четырьмя прирубами – найдено новое завершение из 22 главок, что придало сооружению торжественность и величие, выразительный, чёткий силуэт. При всей своей торжественности здание лишено и намёка на вычурность; при убедительной высоте – стремления подавить близлежащее пространство; при объединении многочисленных составляющих – впечатления случайного нагромождения самостоятельных объёмов.

Многочисленность главок не создаёт впечатления дробности и монотонности, что достигается варьированием их размеров и заданным им ритмом. Значительную роль играет здесь и перспектива, активно «работающая» на восприятие сооружения. Центричность, высотность, всефасадность – вот главные принципы, положенные в основу сооружения. Так, для создания оптической иллюзии, способной зрительно увеличивать высоту отдельных элементов и памятника в целом, зодчие пошли на отклонение от вертикали северного и южного прирубов. Аналогичный приём обнаружен и при измерении диаметра барабана центральной главы: внизу он на 7 сантиметров шире.

Крыльцо церкви – это трибуна, обращённая ко всему крестьянскому миру, к озеру, ко всему погосту. Крыльцо просторное, широкое, торжетвенно парадное. Два лестничных марша, словно две руки, застывшие в свободном радушном жесте, приглашающем войти каждого, кто пожелает. Нижние площадки перекрыты двускатными кровлями, покоящимися на четырёх резных столбах, а верхняя площадка, или рундук, как его называли встарь, лежит на мощных кронштейнах – выпусках из семи крепких брёвен. Вместе с лестничными маршами она покрыта общей двускатной кровлей, благодаря которой всё крыльцо приобретает целостность и завершённость.

Пятигранный портал с широкими массивными косяками и тяжёлыми дверными створками – вход в церковь. За ним – низкая, довольно непритязательная внутри галерея – сени. Здесь отдыхали и дожидались службы приезжие из отдалённых деревень; для них вдоль стен сделаны широкие и удобные лавки. Маленькие косящатые оконца скупо освещают тёмные бревенчатые стены и односкатную кровлю.

Против двери крыльца – светлое, высокое, приподнято – торжественное. Свободный и обширный объём восьмерика сливается с окрытым пространством высоких приделов.

Над головой – висячее «небо». Так называется на севере расписной потолок, состоящий из шестнадцати огромных щитов – икон, веером расходящихся от центрального круга. Обилием и многообразием скульптурных форм и мотивов, блеском и виртуозностью мастерства поражает иконостас, поставленный уже позднее, во второй половине XVIII века. Колонки и карнизы сплошь покрыты затейливым орнаментом из широких листьев и виноградных лоз; великолепно сработана и сложная ажурная резьба царских врат.

Важное значение имеет и ярусное построение всей композиции. Основанием иконостаса служат широкие, наибольшие по величине, иконы местного ряда. Их сменяет поставленный выше праздничный ряд, продолговатые доски икон которого служат переходом к деисусу. Иконы последнего, пророческого, ряда выполняют роль декоративного фриза. Почти все иконы местного ряда – житийные: центральная часть композиции, так называемый средник, с изображением главного персонажа, окаймляется серией картин-клейм, подробно рассказывающих о жизненном пути главного героя.

Помимо иконостаса, убранство собора состоит из двух филёнчатых, позднего происхождения клиросов. У левого клироса укреплён большой восьмиконечный крест. Несколько неожиданны в церковном помещении лавки, сделанные по образцу и подобию встроенных скамей трапезной. Скамьи эти – убедительное свидетельство того мирского начала, которое положено в основу общего решения храма. Высокое, подобное трибуне крыльцо, просторная трапезная, да и само церковное помещение служили местом для оживлённого обсуждения мирских вопросов, подчас не связанных с отправлением религиозного культа.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Определение времени работы отряда и выбор ведущей машины
Т.к. строительство начинаю с ПК 250+00.00 в сторону начала трассы – ПК 0+00.00, то - определяю необходимое количество смен на выполнение линейных земляных работ на участке ПК 38+0 ...

История ландшафтной архитектуры
История ландшафтной архитектуры неразрывно связана с историей человеческой цивилизации. Не будет большим преувеличением сказать, что как только человек научился творить, создавать ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru