Новая архитектура » Белокаменное зодчество » Влияние Владимиро-Суздальской школы на зодчество Московского княжества

Влияние Владимиро-Суздальской школы на зодчество Московского княжества

Владимирская архитектурная школа оказала сильное влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов.

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества.

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими. Лишь к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Архитектура московского княжества 14 – начала 15 века, получившая название «раннемосковского зодчества», унаследовала от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов, которые завершались традиционными полукруглыми закомарами.

Однако в знаменитых резных поясах звенигородского Успенского собора на Городке можно заметить балканские влияния. Многолепестковые розы на его фасаде и заостренная килевидная форма завершающих его объем закомар указывают на влияние готической архитектуры.

Килевидная форма арок позднее (от XVI до XIX вв.) станет знаком «московского» и шире – «русского» направления в архитектуре.

Успенский собор на Городке в Звенигороде является одним из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, храм увенчан одним куполом.

С восточной стороны храма находятся 3 алтарные апсиды. Западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, которые завершаются закомарами.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени. Но на ряду с этим в наружной отделке появляется ряд новых мотивов: колончатый фриз заменяется лентами плоского орнамента, на углах появляется готического характера полуколонка с заостренной гранью, орнаментация капителей пилястр носит западноевропейский характер, алтарные окна очень вытянуты. Это также указывает на участие пришлых зодчих в строительстве того времени.

От первого этапа развития московского зодчества сохранилось очень мало памятников, и важнейшие из них находились не в черте города.

Среди них можно выделить Спасский собор Андроникова монастыря, построенный в 1427 г., Успенский собор на Городке в Звенигороде ,датируемый 1400 г., Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, построенный в 1422г.

В этих сооружениях зодчие приняли за основу план владимиро-суздальского храма и некоторые элементы его архитектурного оформления, например перспективные порталы, но отказались от простого завершения. Вместо этого они использовали характерные для киево-черниговского зодчества ступенчатые арки, которые с тех пор стали излюбленным декоративным мотивом русской архитектуры.

Таким образом, московская школа зодчества уже на ранних этапах своего развития синтезировала искания местных архитектурных школ.

На северо-востоке Европейской части России, в расположенных рядом городах, находятся Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.

Эти старинные города занимают одно из ведущих мест в истории развития такого искусства страны как архитектура. Становление архитектурной школы произошло здесь с XII по XIII века.

Ее отличительной чертой являлось то, что здания сооружались из особого материала – белого известняка, благодаря которому постройки и называют белокаменными. Также для нее характерны изысканные пропорции, искусная резьба по камню, кажущаяся легкость зданий и их гармоничное вписывание в ландшафт. Эти архитектурные особенности оказали огромное влияние на русскую архитектуру.

К белокаменным памятникам относятся 8 памятников и 2 архитектурных ансамбля.

Во Владимире и его окрестностях это Дмитриевский собор, Успенский собор, Владимирские Золотые ворота, Руины дворца (резиденции князя) Андрея Боголюбского в Боголюбово, Церковь Покрова на Нерли.

К территории Суздаля относятся: Богородице-Рождественский собор, Спасо-Евфимиев монастырь, Архиерейские палаты Суздальского кремля, Покровский монастырь, Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Все эти постройки являются шедеврами русского зодчества, но наибольшую известность получили Успенский и Дмитровский соборы. Успенский собор, бывший главным храмом княжества, а потому богато оформленный золотом, хранит росписи Даниила Черного и Андрея Рублева, а также икону, ныне известную как Владимирская Богоматерь.

Смотрите также:

Расчет влажностного режима наружных ограждений
Конденсация влаги из внутреннего воздуха на внутренней поверхности наружного ограждения, особенно при резких понижениях температуры, является основной причиной увлажнения наружных ...

Определение продолжительности производства работ
Продолжительность производства работ для различных комплектов определяется по формуле: , где V – объем разрабатываемого грунта, м³. Тк – календарное время производства работ ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru