В хорезмской строительной школе двойные купола, известные уже по предшествующей эпохе, получают последовательное развитие, преобразуясь, наконец, в купол тройной оболочки (усыпальница Суфи 70-х гг. XIV в. в Ургенче).
В области технологии строительных материалов в это время происходит процесс радикального изменения облицовочных материалов. Цветные поливные изразцы вытесняют былые кирпичные облицовки. Отныне цвет господствует в монументальной архитектуре Средней Азии.
Развитие архитектурной школы Хорезма шло своим путем, несколько иным, чем в Мавераннахре. Ее наиболее блестящие образцы находятся вне пределов Узбекистана (мавзолей Наджмеддина Кубра, так называемый Тюрябек-ханым, минарет Кут-луг-Тимура в Куня-Ургенче, мавзолей Мазлум-Слу в Миздахкане). На территории Узбекистана можно пока назвать лишь два мавзолея — Сейид-Алауддина в Хиве и Шейх-Мухтар-Вали в селении Остана.
А Усыпальница Шейх-Мухтар-Вали (конец XIII— начало XIV в.) это довольно сложный комплекс, который включает мавзолей, большую мечеть, малую мечеть и группу смежных помещений подсобного и погребального характера. Общая композиция его следует осевому развитию не только в плане, но и в объемно-пространственном построении. Внешний облик комплекса формирует система больших и малых куполов, нарастающих к главному куполу большой мечети. Внутри — воздушная легкость тех же купольных оболочек, основанных на ячеистых и перспективно-рамных парусах. Простота и ясность конструктивных элементов логически обосновывают взаимосвязь частей и целого. Все это определяет тектоническую выразительность сооружения, лишенного какого-либо архитектурного декора.
Усыпальница Сейид-Алауддина, отстроенная около 1303 года, в результате неоднократных реставраций сохранила лишь конструктивно-строительную коробку древней постройки с характерной системой многорядных консольно — сталактитовых парусов, утратив былой декор. Но в мавзолее чрезвычайно эффектна надмогильная сагана, облицованная майоликами таких интенсивно-синих и голубых тонов, с богатейшим, растительным по преимуществу орнаментом, что она воспринимается как творение не гончара, а, скорее, ювелира.
Со времени формирования огромной мировой державы Тимура в архитектуре Средней Азии происходят важные качественные сдвиги, отражающие становление совершенно нового этапа в ее развитии. Он обнимает хронологический отрезок начиная с 80-х годов XIV века и все XV столетие.
Большие, ответственные задачи выдвигает эта эпоха в первую голову перед градостроительным искусством. Почти полтора столетия крупные и малые города Средней Азии стояли без крепостных стен, но при Тимуре фортификация собственных городов настоятельно диктовалась самой жизнью.
К 1330-и годам домонгольская градостроительная культура и архитектурные типы зданий были восстановлены. Разрушенный монголами Андижан правнук Чингизхана Кайдухан перестроил с конца XIII века в столицу Фергану. Так она называлась в последующие три века, передав затем свое имя всей долине. Но о градостроительной культуре этого города история умалчивает.
Индивидуальным решением кейса можно предложить именно эту проблему.
Проектирование номинального состава тяжелого бетона
Исходные данные для проектирования состава бетонной смеси: класс по прочности при сжатии В35, удобоукладываемость бетонной смеси ОК=5-7 см. Портландцемент: активность Rц=50,6 МПа ...
Ситуация участка строительства
Проектируемое здание расположено в Ленинском районе города Пермь по улице Попова. Фрагмент карты представлен на рис. 1.1. Расстояние до ближайшего существующего здания 33 м. Релье ...