Письменные источники сообщают, что в 50-х годах ХIII века, когда верховным правителем областей Мавераннахра был местный феодал, доверенное лицо Джагатаидов —Масудбек, по его распоряжению воздвигнуто было в Бухаре (предположительно, на площади Регистан) крупное медресе Масудийе. Тогда же матерью ханов Мунке и Хулагу было внесено пожертвование на возведение в Бухаре другого, не менее значительного медресе, получившего по титулу строительницы название Ханумийе.
Творцами этих монументальных сооружений были, вероятно, те бухарские строители, которые унаследовали от оставшихся в живых после монгольского погрома мастеров-меъморов (известно, что монголы, нещадно истребляя жителей городов и селений, все же сохраняли для себя некоторое количество ремесленников различных специальностей) высокие традиции блестящей архитектурной школы караханидской Бухары, оставаясь хранителями и передатчиками этих традиций. Но попытки монументального строительства такого рода в XIII веке были крайне ограниченны.
Та же Бухара на протяжении всего столетия, в связи с непрекращающейся борьбой в самой монгольской среде, а также вспышками антимонгольских движений, трижды подвергалась разгрому, причем упомянутое медресе Масудийе впоследствии было сожжено.
До нас дошел едва ли не единственный в Мавераннахре памятник XIII столетия – мавзолей Сейфеддина Бохарзи. Шейх Сейфеддин Бохарзи — один из самых видных представителей дервишского ордена Накшбендия, мударрис и мутавелий медресе Ханийе, был очень влиятельной фигурой в духовной жизни Среднего Востока.
Памятники XIV века (с начала и до 80-х годов этого столетия) уже знаменуют следующий этап развития феодального зодчества Узбекистана. При сопоставлении их с мавзолеем Бохарзи нельзя не ощутить, как далеко ушла за истекшие десятилетия архитектурная мысль и вместе с тем сколь многих звеньев в ее эволюции не хватает.
Одним из самых блестящих созданий среднеазиатского зодчества середины XIV столетия является мавзолей Буян-Кули-хана в Бухаре, отстроенный над погребением этого бесцветного представителя мавераннахрской ветви Джагатаидов, павшего в 1358 году жертвой внутридинастийной борьбы.
Значительно уступая мавзолею Бохарзи своими масштабами, небольшая в своих абсолютных размерах усыпальница Буян-Кули-хана производит тем не менее впечатление подлинной монументальности, которая достигается тонко прочувствованной соразмерностью форм, точным соотношением целого и деталей.
Гармония в архитектурном облике мавзолея определяется также единством декора во внешней и во внутренней отделке, где применены резные поливные изразцы исключительно разнообразного рисунка. При этом мастер очень убедительно выделяет главное: так, облицовки переднего фасада сложнее по рисунку и плотнее по орнаментально-красочной концентрации, чем на фасадах боковых, а наиболее насыщены узором и цветом особо ответственные в зрительном отношении участки — тимпаны портальной арки и ее изразцы.
Анализ размещения жилых, общественных зданий
Жилая застройка поселка формируется тремя типами домов: индивидуальными, блокированными и секционными. Блокированные дома составляют наибольший процент всех домов в поселке, как с ...
Расчет ветви первого этажа
№ участка Q, Вт G, кг/ч l, м d, мм V, м/с R, Па/м Rl, Па z, Па Rl+z, Па 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1. Номер расчетного участка. 2. Q – тепловая нагрузка участка, Вт. 3. G – расход те ...