Асфальтовым бетоном называют искусственный материал, получаемый в результате уплотнения специально подобранной смеси, состоящей из щебня (или гравия), песка, минерального порошка, битума и пека. Применяют его главным образом в дорожном строительстве.
В зависимости от температуры, при которой укладывают и уплотняют смесь в покрытии, и вязкости применяемого битума различают следующие разновидности асфальтовых бетонов:
горячие, приготовляемые на вязких битумах при температуре 140-180° С и укладываемые в покрытие при температуре не ниже 130° С, формирование структуры бетона в основном заканчивается в период уплотнения;
теплые - приготовляемые на битумах пониженной вязкости при температуре 90-160° С и укладываемые в покрытие при температуре 30—100° С, формирование структуры также в основном заканчивается в период уплотнения;
холодные, приготовляемые на жидких битумах при температуре 80—120° С и укладываемые в покрытие после полного их остывания; формирование их структуры продолжается в течение 20—30 суток. К холодным относятся также асфальтобетонные смеси на битумных эмульсиях, укладываемые при нормальной температуре.
По максимальной крупности зерен минерального материала асфальтовый бетон делят на:
¨ крупнозернистый с наибольшим размером зерен 40 мм;
¨ среднезернистый — 25 мм;
¨ мелкозернистый— 15 мм;
¨ песчаный—5 мм.
По структурным признакам (плотности) асфальтовый бетон может быть:
¨ плотный, имеющий суммарную пористость 3—5% объема;
¨ крупнопористый с пористостью 5—10% объема.
Асфальтобетонную смесь готовят по следующей технологической схеме (рис. 3): минеральные материалы (щебень и песок) из открытых складов и минеральный порошок из закрытого склада подают в дозаторы, после чего отвешенный на один замес (массой 3—3,5 т) материал транспортером подают в бункер, откуда при открытии затвора он самотеком поступает во вращающийся барабан смесителя. Последний разделен на два отделения - сушильное для просушивания и подогрева минеральных материалов до 170—190° С и смесительное - для объединения минеральных материалов и расплавленного битума, поступающего через дозатор по трубам из битумоплавильных котлов. На один цикл работы затрачивается 12—15 мин. Производительность смесителя Д-138 (Г-1) при приготовлении крупнозернистой асфальтобетонной смеси составляет 90—110 т в смену.
Приготовленную асфальтобетонную смесь транспортируют в автосамосвалах и у места укладки загружают в асфальтоукладчик, который ровным по толщине слоем распределяет ее по подготовленному основанию. Распределенную по дорожному основанию смесь уплотняют катками массой 5—14 т или вибрационными моторными катками массой 0,5—4,5 т.
В строительстве более широко применяют асфальтобетон, так как он долговечнее. Крупнозернистый асфальтобетон используют для устройства нижнего слоя дорожного покрытия; среднезернистый - для устройства однослойных покрытий и верхнего слоя двухслойных покрытий; мелкозернистый, обладающий достаточно высокой сопротивляемостью механическим и атмосферным воздействиям, для устройства покрытий с интенсивным движением и для верхнего слоя двухслойных покрытий; песчаный, обладающий повышенной пластичностью, - для покрытия полов в цехах промышленных зданий, тротуаров и покрытий дорог с легким движением.
Рис. 3. Технологическая схема приготовления асфальтобетонной смеси:
1 — дробилка для камня; 2 — элеватор, 3 — сортировка на фракции, 4 — бункера щебня; 5 — бункер песка; 6 — питатель; 7 — элеватор для холодной смеси; 8 — сушильный барабан, 9 — полка, 10 — подача нефти; 11 — элеватор для горячей смеси, 12 — бункера горячей смеси; 13 — элеватор для наполнителя, 14 — дозаторы, 15 — смеситель; 16 — самосвал, 17 — приемник для наполнителя.
Для устройства покрытий на дорогах облегченного типа используют мелкозернистые асфальтобетонные смеси холодного типа. Крупнозернистые холодные бетоны применяют для устройства оснований и нижнего слоя двухслойных покрытий. Холодные бетоны проще и дешевле в изготовлении и удобнее в укладке, особенно в сырую и холодную погоду, чем обычные асфальтовые бетоны.
В строительной практике наряду с горячим, теплым и холодным асфальтовыми бетонами применяют также литой асфальтобетон. Уплотняют его в горячем состоянии утюгами или легкими (0,5—1,5 т) катками. Литой асфальт используют в стесненных условиях, где нельзя использовать тяжелые катки и вибраторы или при малых объемах работ (для устройства покрытий на тротуарах, плоских кровлях, полах в складских и производственных помещениях, а также для гидроизоляции).
Отделка камневидными штукатурками
Наряду с обычными растворами очень популярной сегодня является и камневидная штукатурка, которая имитирует фактуру мрамора, гранита, других материалов. Наиболее распространенной я ...
Подбор верхней арматуры в среднем пролете
Определяем по огибающей эпюре моментов (рис. 12) . Так как это значение ниже нулевой линии, то верхнюю арматуру в среднем пролете принимаем конструктивно. Принимаем 2 стержня арма ...