К сожалению, архитектура нашего города Биробиджана не может конкурировать с архитектурой г. Москвы, г. Петербурга или г. Хабаровска, так как наш город по сравнению с ними еще молодой. В этом году он отметил свое 70-летие. А как все начиналось? Ведь раньше здесь- кругом была тайга и болота.
Вырос наш город на месте железнодорожной станции Тихонькая, заложенной здесь в 1912 году при строительстве Амурской железной дороги. В 1931 году станция Тихонькая была переименована в Биробиджан (по названиям рек Биры и Биджана). На обширной территории заключенной между Транссибирской магистралью и Амуром, в бассейне рек Биры и Биджана, недалеко от Хабаровска. Были изысканы крупные массивы пригодные для распашки земель, имелись обширные луга, богатейшие леса, ценные полезные ископаемые, что способствовало заселению этих мест. С образованием Еврейской автономной области в 1934 году, Биробиджан становится ее административным центром. А в 1937 году поселок Биробиджан получает статус города.
В фондах областного краеведческого музея хранится один любопытный документ. Это один из проектов строительства города. Он именуется «Архитектурный план» и составлен московским ГИПРОГОРом, НККХ к 1937 г. Как отмечал Галнес-Майер, один из авторов проекта, существующая застройка Биробиджана ныне беспорядочна, малоценна, представляет в большинстве своем избы и в незначительной части рубленые и глиноблочные одно- и двухэтажные дома.
Река Бира в те годы считалась судоходной на протяжении 197 км. По ней ходил маленький речной пароход. Проектом намечалось строительство на левом берегу реки городской пристани в районе нынешней филармонии причала и вокзала. Улица Горького должна была оставаться пешеходной и связывать оба вокзала - железнодорожный и речной. Осуществить эту идею не позволило обмеление реки.
Основную часть жилой зоны предполагалось разместить на правом берегу Биры. Здесь намечалось расселить к 1937г - 16-18 тыс. человек, а к 1942г - 34-36 тысяч. В дальнейшем строительство жилого массива должно было расширяться до 13 км шоссе Биробиджан- Бирофельд. Административный центр по проекту располагался у большой сопки. Тут должны были разместиться административная площадь, облисполком, горсовет, облсуд, прокуратура, милиция, Госбанк и другие учреждения. Примыкать к административному центру на главной магистрали города, ведущей к вокзалу, будет (как предполагалось) торговый центр с универмагом, спецмагазинами, центральным колхозным рынком, домом колхозника и т.д.
Задумывалось так, а получилось наоборот. Время все расставило на свои места, многое изменилось в архитектурной летописи Биробиджана, но, не смотря, ни на что, облик нашего города хорошеет из года в год, ставится все привлекательней.
Отправной точкой развития г. Биробиджана считается 1928 год, когда прибывала первая партия евреев-переселенцев. В связи с ростом населения в последующие годы и стал бурно разрастаться город. В истории отмечается, что за эти десять лет было построено около 50 тыс. м² жилья.
В 1930 г. был построен по проекту инженера Сомхи первый железнодорожный вокзал в Биробиджане. Здание было деревянное, барачного типа, не соответствующие нормам пожарной безопасности. (рис. 4, 6)
А в 1934 г. начинает работать кирпичный завод, продукция которого направляется на строительство комбината стандартного домостроения. Это послужило толчком для создания нового кирпичного здания железнодорожного вокзала, рассчитанное на обслуживание 500 пассажиров в сутки. Возросший объем грузовых и пассажирских перевозок, необходимость улучшения условий труда персонала и обслуживания пассажиров вызвали необходимость расширения вокзала.
1937 год улицы маленького городка украшают деревянные тротуары, деревянные двухэтажные дома и несколько больших каменных зданий: областной больницы (на 250 коек), кинотеатра (звуковое кино), областной типографии и десятой школы.
С 1940 г. оригинально влилось в архитектурный ансамбль нашего города здание областной библиотеки и краеведческого музея построено по проекту известного архитектора МЯ. Гильмака - одного из авторов здания библиотеки им. .Ленина в Москве (известной также как Пашков дом).
На центральной площади г. Биробиджана 7 октября 1978 г. состоялось торжественное открытие памятника основателю коммунистической партии и советского государства ВИ. Ленину. Автор памятника известный советский скульптор, академик участник Великой Отечественной войны Лев Ефимович Кербель. Он создал более 40 памятников В.И. Ленину. Архитектурный ансамбль площади создавался по проекту Льва Валентиновича Мисотникова- руководителя московской архитектурной мастерской. Л.В. Кербель присутствовал на его открытии.(рис. 8, 9)
Расчет
системы солнечного теплоснабжения и доли тепловой нагрузки обеспечиваемой за
счет солнечной энергии
На графике 5.1 представлена характеристика плоского солнечного коллектора без селективного покрытия, с одним слоем прозрачной изоляции, выбранного для установки в жилом загородном ...
Расчет нормативной продолжительности
строительства
Основание: Строительные нормы и правила СНиП 1.04.03-85* "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений" (утв. постанов ...