• соподчиненность частей (выделение главных, второстепенных и дополнительных или нейтральных элементов);
• соразмерность пропорциональная или ритмическая;
• уравновешенность частей целого (условное "равновесие" разных фрагментов общей картины относительно осей композиции);
• синтез предыдущих признаков в единстве визуальной организации объекта.
Принцип, который исключает появление резких, неприятных зрителю отклонений от данной системы: художник непроизвольно или сознательно стремится убрать, завуалировать такие отклонения доступными ему средствами — изменением пропорций, размеров, пластическими деформациями, переменой цвета и т.д. Иначе говоря, в профессиональном плане гармонизация произведения дизайнерского искусства есть развитие его композиции, более тесное соединение ее элементов в целостность за счет внесения (уточнения, приглушения и пр.) общих черт или компонентов. А критерием гармоничности выступает комплекс ощущений от его эмоциональной ориентации, которая таким образом становится самой последней ступенькой на пути художника к конечной цели его творчества — дизайнерскому образу. И чем цельнее, мощнее, доступнее зрителю эмоциональная организация дизайнерского объекта, тем яснее будет восприниматься и сам образ.
Затронутые в настоящей главе базовые категории методики дизайнерского проектирования (интегральные слагаемые дизайнерского образа, положения о композиции и гармонизации, в т.ч. об итоговых вариантах композиционных структур, приемы и способы контроля за качеством дизайнерских решений и др.) присущи всем формам и видам дизайна. В одних случаях их действие прослеживается относительно легко, в других приходится прибегать к особым приемам, усиливающим эффективность их применения для получения нужного автору результата.
Самый трудный в этом плане вариант дизайнерской работы - средовое проектирование, где взаимодействуют одновременно сочетания плоскостных, объемных и пространственных форм, что требует специального показа особенностей использования этих фундаментальных положений в технологии дизайна средовых объектов и систем. [5, стр. 121]
Появление на арене мировой культуры нового вида проектной деятельности — дизайна — ознаменовало собой принципиальную ломку складывавшихся тысячелетиями представлений и принципов творческого отношения к действительности, которые олицетворяли раздельное, "по частям", вмешательство проектировщика-творца в окружавшие его визуальные структуры.
Привычное ранжирование видов искусства на "высокие" и "низкие" — живопись, скульптура, архитектура в противовес декоративно-прикладному и народному творчеству, высокомерное отделение их от инженерно-технической деятельности — преобразуется новыми способами художественного видения нашего мира, в значительной мере созданного руками человека из материалов и по законам природы. Дизайн сыграл при этом совершенно особую роль. Впервые в истории цивилизации он уравнял технические и художественные виды творчества, достижения прагматические и вершины эстетического отношения к мирозданию, слив их воедино в своих произведениях.
Дизайн оказался — в силу его безусловной полезности и столь же безусловной доступности каждому члену современного общества — самым востребованным из искусств. А его формы, принципы и особенности композиционных построений, опирающиеся на всеохватывающую "нефигуративность", абстрактность художественных средств, стали привычным признаком и ориентиром художественных построений и в других видах искусства.
Проверка отсутствия конденсации водяных паров в толще наружной стены
Таблица 3.4 - Средняя за месяц и за год суточная амплитуда температуры воздуха, ºС Область, пункт Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Дека ...
Подбор монтажного крана
К техническим параметрам крана относятся: Qк - требуемая грузоподъемность крана; Нк - наибольшая высота подъема крана; Lк - наибольший вылет крюка; Qэ - масса монтируемого элемент ...